Флаг-мены

header
header
+7 (812) 903-48-84
Санкт-Петербург, пос. Репино,
Приморское шоссе, 422 б,

Флаг-мены

09.10.2015

Сегодня страна отмечает день флага. Мы живем с триколором уже третий десяток лет (если за точку отсчета взять все-таки алый стяг с серпом и молотом), и для многих россиян он является символом страны, ее успехов, побед, достижений. Так считается «по умолчанию».

Флаг-мены

Но задумаемся, так ли это на самом деле? Пропагандируется ли культура ношения флага, и если шире - герба, символов страны? День флага то у нас есть, а вот праздника нет. Как и нет особого почтения, уважения к флагу.

Если посмотреть невооруженным глазом, для чего достаточно просто пройтись по улице любого крупного города мы увидим, символику каких стран носят простые россияне. Увы, российскому триколору на футболках, шортах, кедах, бамперах для гаджетов, обложек для паспортов и все остальном места совсем немного. Зато, хватает места для его звездно-полосатого и паутинистого «коллег по полоскам» - флагов США и Великобритании.

Мода, скажете? Но, кто определяет моду, кто формирует тренды, кто задает стандарт потребления, наконец, благодаря кому, вся эта «идеологически неверная» продукция попадает в торговые центры моллы, на прилавки, а затем и в шкафы и гардеробы россиян?

У меня нет ответа на этот вопрос. Вернее, ответ-то понятен, но вот почему до сих пор никто не бьет тревогу по этому поводу мне совершенно непонятно. Видимо, депутаты Госдумы редко ходят по улицам, предпочитая служебные автомобили. А зря – лучше бы почаще выбирались в народ.

У меня нет ответа на вопрос, почему студентка из Якутска заворачивает свой российский паспорт в обложку с флагом Великобритании. Почему майки с американской символикой сегодня носят каждый, от мала до велика? Почему девушкам нравится нижнее белье, где верх – американский, а низ - британский? Почему соски и детские подгузники также сплошь «забрендированные»? Наконец, почему в Санкт-Петербурге висят рекламные плакаты с мальчиком в огромных трусах с флагом Британии со слоганом «Модно в школу»? Кто решил, что Британия - это модно?

Те россияне, носители америко-британской символики, с кем мне удается пообщаться, как правило, не задумываются на эту тему. Но почему-то сразу «переводят стрелки» - смущаются, стыдливо отводят глаза. Кому-то подарили футболку на пиар-акции табачной кампании, кому-то друзья, кому-то мама, кто-то сам купил «потому что это красиво». Это говорит о том, что делают они это неосознанно. Что опасно вдвойне.

Не секрет, что мы живем в обществе потребления, и объектом этого потребления сегодня становится практически все, что угодно. Флаг – тоже объект потребления в каком-то смысле. Это символ нашей гражданской идентичности. По крайней мере, так должно быть. Видишь три полоски, и сразу понимаешь, что ты в России. Или чувствуешь Россию в себе.

Сегодня мы видим, что в эпоху глобальной конкуренции, за потребителя борются не только кампании и корпорации. Страны, города, территории тоже конкурируют – за человеческий капитал и за объект потребления. За тех талантливых ученых, изобретателей, предпринимателей и просто активных людей, способных качественно улучшить жизнь всех, проживающих на данной территории. Несмотря на то, что нам близка поговорка «где родился, там и пригодился», на деле так получается далеко не всегда. Человек в эпоху постмодерна все менее привязан к конкретной территории, зато привязан к малым группам, к матрицам, к которым он присоединен с помощью гаджета или символов идентичности. Он выбирает комфортное и удобное место для себя и своей семьи, исходя из жизненных перспектив.

Геобрендинг или маркетинг территорий неразрывно связан с таким понятием, как «Национальный брендинг» — область знаний и практической деятельности, цель которой — измерять, выстраивать и управлять репутацией стран. По одному из определений, «Национальный брендинг и имидж национального государства с успешным перенесением этого имиджа вовне — так же важно, как то, что они производят и продают».

Россия сегодня мало работает над собственным имиджем. Может усилиями канала «RT» в мировом медиа-пространстве мы представлены и неплохо. Но это капля в море. Мы больше отбиваемся, оправдываемся, чем работаем в долгую. А вот со стороны наших «западных партнеров» работа ведется. И работа эта на перспективу – в расчете на новое поколение россиян, для которого с младенчества данные флаги являются символом моды и успеха. США занимается капитализацией собственных брендов больше ста лет, от автомобилей до виски. Ассоциация с ними на подсознательном уровне, особенно для молодого человека - это ассоциация с успешной жизнью. Когда мы начнем делать наш образ жизни достойным и привлекательным, тогда и простые россияне будут ценить и уважать символы своей страны.

Сегодня необходимо заниматься более активной пропагандой собственного флага. В привязке к успеху, здоровью, процветанию. Одним официозом сыт не будешь. Надо работать над эстетикой флага, его восприятием. Некоторые говорят – наш флаг слишком прост, Британский на фоне него выигрывает – он эстетичнее, моднее. Эту опасную тенденцию нужно перелавливать.

Надо закладывать мифологическую основу, историю флага. Для россиянина флаг должен вызывать ассоциации со страницами нашей героической истории – морских достижений времен Петра 1, торговых и дипломатических успехов 19 века, брусиловский прорыв первой мировой войны. Должна быть сопутствующая символика – Герб, Андреевский флаг, флаг Российской империи, Флаг Чрезвычайных послов и Чрезвычайных посланников. Помимо этого у нас есть огромный пласт культуры, от матрешек до Толстого, который совершенно не используется. Здесь есть, где развернуться – и для власти и для бизнеса. В торговые центры должна начать поступать продукция с символикой России, а лидеры общественного мнения должны внедрять моду на ношение собственной символики. Нужно закреплять успех «Вежливых людей» и «Все путем».

Наконец, нужно вести разъяснительную работу с молодежью. Заниматься патриотическим воспитанием.

Сегодня в условиях жесткого идеологического противостояния с Западом выраженной в повсеместной информационной войне (а шире – войне ценностей), необходимы механизмы сплачивания россиян. Иначе, конкуренция за человеческий капитал в перспективе будет проиграна. Повторится судьба СССР, подточенного изнутри «пятой колонной», при молчаливом согласии большинства.

Так что давайте подкреплять любовь к Отечеству чем-нибудь еще. Например, в день флага поинтересуемся у соотечественников, с какого рожна они напялили на себя британскую футболку, а еще ненавязчиво намекнем заблудшему прохожему, что с учетом наших нынешних обостренных отношений с Западом не идеологично это как-то. Не патриотично. Депутаты Госдумы все равно в отпуске, и нам пока не помогут. Вот приедут они, начнется избирательная кампания, и уж тогда-то и они подключатся.А если кто-то непременно захочет трусы с флагом, то для него сгодится и «Юнион-Джек».


Свадьбы